В поиске следов пропаганды

В поиске следов пропаганды
В поиске следов пропаганды

Методы воздействия пророссийской пропаганды изменились, но её цель остаётся прежней – разрушать Чехию изнутри, поддерживать раскол в обществе и способствовать ослаблению государства. К такому выводу пришли эксперты по итогам изучения контента четырёх известных чешских сайтов.

Исследование было реализовано на базе Университета им. Масарика при поддержке аналитического центра «Европейские ценности». Представители образовательного учреждения и эксперты изучили такие издания, как Sputnik, AC24, Svět kolem nás и Parlamentní listy.

Выбор именно этих новостных ресурсов не случаен. Специалисты ориентировались на сайты с большим охватом читателей и многочисленными комментариями. Кроме того, эти издания были выбраны, так как «они регулярно высказывают прокремлёвскую точку зрения и имеют российские корни».

Всего проверке подверглось 2364 статьи. Коллектив учёных во главе с Петрой Вейводовой и Милошем Грегором попытался на их основе статистически доказать использование манипулятивных и пропагандистских методов.

Языком цифр

Результаты исследования удивили не только чешскую общественность, но и его авторов. Как выяснилось, ни один из вышеперечисленных сайтов не занимается пророссийской пропагандой и не пытается обмануть читателя: авторы не подделывают фотографии, не искажают официальные заявления, открыто не поддерживают позицию Москвы и не пишут оскорбительные статьи в адрес чешских или европейских политиков.

Эксперты утверждают, что «издания действуют утончённо», используя приёмы, которые незаметны обычным читателям. Например, они запугивали читателей, релятивизировали действия России и перекладывали ответственность за кризисные события на страны Запада. Они критиковали их политическую систему и преувеличивали успехи Москвы, чтобы «посеять сомнения в верности европейского вектора развития, вызвать чувство злобы и неприятия системы ценностей западного мира».

В подтверждение своих слов учёные привели статистику, согласно которой 17% изученных текстов были направлены на возбуждение негативных эмоций, из них 20% стремились вызвать чувство ненависти, 35% – страха, 50% – возмущения, сочувствие при этом вызывало не более 0,5% материалов. Вместе с тем в 34% текстов использовался метод фабуляции (изначально психологический термин, означающий смесь вымышленного с реальным), а в 18% – вешались ярлыки, что позволило искажать общественное мнение и степень вины различных субъектов.

По данным авторов исследования, издания в своих материалах делают акцент на внешнеполитические проблемы (конфликты в Сирии, на Украине) и миграционный кризис, подчёркивая их глубину и необходимость поиска способа их скорейшего решения. Вместе с тем упоминания о России содержались не более чем в 30% текстов, в 63,6% из которых эти упоминания носили нейтральную окраску.

Нейтральную оценку журналисты Sputnik, AC24, Svět kolem nás и Parlamentní listy давали и действиям российского президента Владимира Путина. Но в этом и состоит их уловка, указывает сотрудница кафедры политологии Университета им. Масарика в Брно Петра Вейводова, один из кураторов исследования.

«Вне зависимости от того, идёт ли речь о новостном или аналитическом материале, их авторы используют эмоции, переводя повествование в эмоциональную сферу и высказывая собственную точку зрения, что является одним из основных инструментов пропаганды. Кроме того, все четыре упомянутых сервера реже, чем в 40 % случаев, приводили ссылку на источник информации. Притом невозможно достоверно выяснить, являются ли эти источники релевантными», – отметила Вейводова.

По итогам исследования наилучшие результаты, с точки зрения отсутствия признаков использования методов дезинформации, показала российская государственная мультимедийная служба Sputnik. В свою очередь, наибольшее число манипулятивных приёмов, изображений и видео использовалось на сайте Svět kolem nás.

Реакция общества

Совместное исследование Университета им. Масарика и центра «Европейские ценности» вызвало неоднозначную реакцию в чешском обществе.

Например, депутат от христианских демократов Иван Габал в очередной раз высказал предложение использовать более жёсткие методы борьбы со всеми проявлениями пророссийской пропаганды. «Прорусских троллей нужно удалять, сайты блокировать, ведь конечная цель российской пропаганды – это развал ЕС», – заявил он серверу denik.cz.

Вторил ему Либор Роучек, бывший евродепутат и заместитель председателя Европейского парламента. По его мнению, Российская Федерация использует подобные сайты в качестве «троянского коня». «Москва стремится оказывать влияние на общественное мнение в странах Евросоюза, включая Чешскую Республику, дестабилизировать их и разлагать посредством дезинформации. Нам нужно своевременно реагировать на это и пресекать на корню», – подчеркнул он.

Иной точки зрения придерживается сенатор Ярослав Доубрава: «Пропаганда ведётся с обеих сторон – Запада и России, – указал он в интервью «Пражскому Телеграфу». – Однако именно действия Запада, а не российские «тролли» стали причиной дестабилизации обстановки в ЕС. Кто с завидным упорством пытается экспортировать собственную идею демократии в страны, где она вызывает гражданские войны? Кто развязал руки людям, занимавшимся истреблением сербов, и затем украл у них Косово, чтобы разместить там свою самую большую военную базу за границей? Кто решил вбить клин между ЕС и РФ, которых связывают очень тесные экономические и культурные связи? Вы ещё не поняли, кто стоит за этим?»

Борьба с «пропагандой»

Отметим, что в марте 2016 года ЧР была признана одной из трёх наиболее уязвимых для российской пропаганды стран, наряду с Австрией и Венгрией. Такие данные опубликовало немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на источники в западных спецслужбах. По информации газеты, в Российской Федерации составлен своеобразный рейтинг стран, максимально подверженных воздействию информационной войны.

А спустя всего два месяца Министерство внутренних дел ЧР приняло решение о создании спецотдела мониторинга российской и другой иностранной пропаганды. Главной целью его деятельности будет предупреждать воздействие информационного пропагандистского потока из России и других стран.

Создав данный отдел, чешские власти рассчитывают повысить уровень безопасности страны. Появление и распространение «недостоверной и лживой информации» будут отслеживать 30 специалистов.

Фото: www.safeguarde.com

Опубликовано в газете «Пражский телеграф» №25/369

Подпишитесь на нашу рассылку и присоединяйтесь к 188 остальным подписчикам.

Это интересно

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Как ни критикуй, а Чехия становится оплотом вменяемости в Европе. Ничьи фобии и политические припадки не принимает. Ни вашим ни нашим – своё не отдает, пусть иной раз приходится вести себя гибко. Но ни под чью дудку не пляшет. Есть свой народ и его надо беречь и хранить. Это может вызвать только уважение. Остаётся пожелать, чтобы для всех желающих устроили лекции на темы демагогии, экстремистской обработки, – о сущности и учили людей распознавать любую вне политических взглядов аудитории.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите Ваш Комментарий
Введите Ваше Имя

Свежие новости

Наш Александр Степанович

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев называл его «Наш Александр Степанович». Александр Дубчек, бывший первый секретарь ЦК КПС, был чехословаком по рождению, русофилом,...

Концерт Олены Уутай в Праге - Пражский ТелеграфВнимание: будет изменена дата
Концерт Олены Уутай в Праге

Наш сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies